Оценка эффективности предоставления налоговых льгот.

Контрольно-счетной палатой города-курорта Сочи проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Оценка эффективности предоставления налоговых льгот».

Целью проведения оценки эффективности налоговых льгот является сокращение потерь бюджета муниципального образования, связанных с предоставлением налоговых льгот по местным налогам, оптимизация системы налоговых льгот.

Задачами настоящего экспертно-аналитического мероприятия являются:

1) анализ данных бюджета города Сочи по налоговым доходам (земельный налог и налог на имущество физических лиц) и выпадающим доходам по налоговым доходам за 2018 год в сопоставлении с данными за 2016 и 2017 годы;

2) выработка рекомендаций и предложений по  качеству оценки льгот и преимуществ, мониторинга эффективности льгот в соответствии с положениями Основных направлений бюджетной и налоговой политики.

 

Под налоговой льготой признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог, либо уплачивать их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 56 НК РФ льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Выпадающие доходы по налогам в 2018 году всего составили 305 394,0 тыс. руб. или 3,9 % в общей сумме собственных доходов бюджета города Сочи, из них: в связи с предоставлением налоговых льгот, согласно нормативных правовых актов органов местного самоуправления 36 453,0 тыс. руб. или 0,5% собственных доходов бюджета города Сочи.

 

С 2018 года вступили с силу изменения, внесенные в решение Городского Собрания Сочи от 11.12.2007 г. №231 (ред. от 29.11.2018 г.)  в части изменения категорий и ставок земельного налога.

С учетом изменений, сумма земельного налога в 2018 году, не поступившая в бюджет города Сочи в связи с предоставлением налогоплательщикам дополнительных льгот по земельному налогу, составила 159 348,0 тыс. руб. или 32,1% от кассового исполнения бюджета.

По сравнению с 2017 годом сумма земельного налога не поступившая в бюджет города Сочи в связи с предоставлением налогоплательщикам дополнительных льгот по земельному налогу в 2018 году уменьшилась на     484 973,0 тыс. руб. или на 75,2%.

 

Анализ льготных категорий налогоплательщиков, имеющих право на налоговую льготу по налогу на имущество на территории города Сочи показал, что в период 2015-2016 годы льготные категории оставались без изменений, с 01.01.2017 года решением ГСС от 26.10.2016 № 150 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории города Сочи» дополнительной льготной категории налогоплательщиков, имеющих право на налоговую льготу по налогу на имущество – это родители (усыновители, опекуны, попечители) в многодетных семьях, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.

В соответствии со статьей 407 НК РФ налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

         Согласно показателей формы 5-МН в городе Сочи в 2018 году 686 налогоплательщиков воспользовались льготой по налогу на имущество, установленной в соответствии с НПА представительных органов муниципальных образований на сумму 1 869,0 тыс. руб., в 2017 году эти показатели составили соответственно: 291 налогоплательщиков на сумму 659,0 тыс. руб.  

 

            Согласно представленных отчетных данных сумма земельного налога, не поступившая в бюджет города Сочи в 2018 году в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот, в соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации, составила 34 584,0 тыс. рублей, из них: 17 280,0 тыс. руб. – сумма льгот юридических лиц, 17 304,0 тыс. руб. – сумма льгот физических лиц.

 

Выводы по результатам экспертно-аналитического мероприятия.

В ходе проведенного экспертно-аналитического мероприятия по оценке эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам за 2018 год, на основании данных статистической налоговой отчётности формы № 5-МН «Отчёт о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам» и данных Администрации города Сочи сделаны следующие выводы:

Результатом проведенного анализа налоговых льгот является следующее:

  1. Потери бюджета города Сочи, связанные с установлением налоговых льгот по местным налогам, за 2018 год составили 36 453,0 тыс. рублей, из которых 34 584,0 тыс. рублей — льготы по земельному налогу.
  2. Динамика снижения потерь бюджета  установленных налоговых льгот по местным налогам характеризуется данными по снижению по сравнению с 2016 и 2017 годами, из них:

– снижение потерь бюджета города Сочи  по земельному налогу в сравнении с 2016 годом в 11,6 раза или на 564 141,0 тыс. руб., а с 2017 годом в 6,6 раза или на 492 575,0 тыс. руб.;

- увеличение потерь бюджета города Сочи по налогу на имущество в сравнении с 2016 годом  0,3 раза или на 506,0 тыс. руб., а с 2017 годом в 2,8 раза или на 1 210,0 тыс. руб.

  1. По земельному налогу 8 хозяйствующим субъектам предоставлена льгота, при отсутствии категорий налогоплательщиков, относящихся к юридическим лицам в перечне льгот, установленных статьей 4 Порядка. Сумма льгот  17 280,0 тыс. руб. предоставлена, не обосновано.
  2. Информация о налогоплательщиках – юридических лицах  воспользовавшихся ставкой в размере 0% в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Решения Городского Собрания Сочи от 11.12.2007 № 231 в Аналитической записке не раскрыта.
  3. Не приведено в соответствие с действующим законодательством Постановление администрации города Сочи от 31 июля 2013 №1769 «Об утверждении порядка оценки бюджетной и (или) социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) льгот по местным налогам, зачисляемым в бюджет муниципального образования город-курорт Сочи».
  4. Уполномоченные органы не закреплены администрацией города Сочи за категориями налогоплательщиков в целях непрерывного мониторинга эффективности предоставляемых льгот.

 

В целях совершенствования действующей в городе Сочи системы оценки эффективности налоговых льгот предлагается администрации города Сочи:

 

  1. Внести изменения в нормативные правовые акты города Сочи:
    1. закрепить уполномоченные органы за категориями налогоплательщиков, получающих льготы;
    2. установить критерии оценки эффективности налоговых льгот, показатели для расчета социальной эффективности предоставленной (планируемой к предоставлению) налоговой льготы, определить качественные и количественные показатели эффективности налоговой льготы.
  2. Внести изменения в Постановление администрации города Сочи от 31.07.2013 года № 1769 «Об утверждении порядка оценки бюджетной и (или) социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) льгот по местным налогам, зачисляемым в бюджет муниципального образования город-курорт Сочи» в части определения органа администрации города Сочи, ответственного за подготовку и осуществление оценки бюджетной и (или) социальной эффективности предоставляемых налоговых льгот.
  3. В результатах оценки эффективности предоставленных налоговых льгот по местным налогам в муниципальном образовании города-курорта Сочи за 2018 год отразить достоверные данные по графам 5,6,7.
  4. В Аналитической записке раскрыть перечень налогоплательщиков воспользовавшихся ставкой в размере 0% в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Решения Городского Собрания Сочи от 11.12.2007 № 231.
  5. Предоставить информацию о принятых мерах, в части необоснованно примененной льготы на сумму 17 280, тыс. руб. по земельному налогу 8 хозяйствующим субъектам, при отсутствии категорий налогоплательщиков, относящихся к юридическим лицам в перечне льгот, установленных статьей 4 Порядка.  
  6. Проводить мониторинг эффективности предоставления льгот по всем видам бюджетных доходов и ежегодно предоставлять в Городское Собрание Сочи информацию по результатам проведенного мониторинга.